Номинация «Уголок безопасности»
Уголок пожарной безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.
Цель: формирование и систематизация представлений у воспитанников о правилах пожарной безопасности.
Важной задачей уголка по пожарной безопасности является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.
Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении пожара.
Наглядный материал поможет ребенку узнать телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя при пожаре. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.
Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:
- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;
- психическая и физическая безопасность игровых материалов;
- оптимальность насыщения развивающей предметно-пространственной среды (без чрезмерного обилия и недостатка);
- учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;
- целесообразность и удобство размещения;
- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.
Содержание уголка пожарной безопасности в учреждении дошкольного образования должно соответствать возрастным особенностям воспитанников, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.
Перечень материалов уголка безопасности:
1. Кукла в форме спасателя
2. Макет дома
3. Машины специального назначения
4. Игрушечный телефон
5. Тематические сюжетные картинки «Не играй с огнём!», «Как избежать неприятностей», «Пожарная безопасность»
6. Предметные картинки: «Знаки пожарной безопасности», «Машины специального назначения» и др.
7. Печатная продукция: буклеты «Гордимся, что научили!», «Безопасное детство», памятки «Безопасность в каждый дом», «Безопасность ваших детей», «Что делать если…», «Что делать в чрезвычайной ситуации», плакат «Что нам знаки говорят?» и др.
8. Настольно-дидактические игры: домино «Азбука безопасности», развивающая игра «Опасности вокруг нас», «Дорожные знаки», дидактическое пособие «Пожарная безопасность» и др.
9. Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дороги
10. Макет «Пожарного щита»
11. Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.
12. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: костюм пожарного, макеты огнетушителей, шланги, каски, ширма и пожарные машины и т.д.
13.Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации
14. Лэпбуки «Правила пожарной безопасности», «Пожарная безопасность», «Большая книга по пожарной безопасности»
15. Художественная литература: «Приключения Даши в стране опасностей», «Старые сказки на новый лад о пожарной безопасности зверят и ребят», «Зайкина школа безопасности», «Сказка о старушке и озорном огоньке», «История о лисичках и одной коробке спичек», «Учимся, играя с Филькой и его друзьями», «Формула безопасности», сборник рассказов, сказок, стихотворений детям о безопасности и др.
Уголок пожарной безопасности знакомит детей:
- с понятием «пожар» и опасностью пожара;
- с правилами безопасного обращения со спичками, зажигалкой, бытовыми приборами;
- с правилами поведения при пожаре: как эвакуироваться, кому и как сообщить о возгорании;
- с работой пожарных.
В нашем уголке по пожарной безопасности воспитанники с большим интересом играют в сюжетно-ролевые игры: «Один дома», «Пожар в городе», и др.
Сюжетно-ролевая игра « Мы - пожарные»
Предварительная работа: беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре ( Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»), рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по правилам дорожного движения; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; воспитывать дружелюбие, ответственность.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).
Ход игры:
Воспитатель: - Дети, кто такие пожарные?
-Почему возникает пожар?
-Какие службы вызывают при пожаре?
-Откуда узнаем о подвигах пожарных?
-Я вас приглашаю в игру пожарные.
1 игровая ситуация:
Шофер пожарной машины подготавливает машину к выезду т.е. укладывает огнетушители, рукава, топоры, лестницу и т.д., заправляет бензином.
Диспетчер готовит рабочее место.
Корреспондент договаривается с диспетчером об интервью, задает вопросы пожарным об учениях.
Мама готовит обед, дети играют.
Проблемная ситуация:
Дети играют спичками и возникает пожар. В коридоре огонь, на площадку не выйти. Что делать?
2 игровая ситуация:
Мама звонит диспетчеру и сообщает адрес места пожара, успокаивает детей.
Диспетчер сообщает командиру пожарной бригады, Бригада выезжает на помощь. Диспетчер сообщает в скорую помощь.
Мама и дети зовут на помощь.
Проблемная ситуация:
9 этаж, как спасти пострадавших?
3 Игровая ситуация:
Командир принимает решение разложить лестницу и приступить к спасению людей. Спасают пострадавших. Врачи оказывают помощь. Пожарные тушат рукавами.
Проблемная ситуация:
Девочка вспоминает, что в огне осталась кошка.
Проблемная ситуация:
Закончилась вода в пожарной машине.
Командир пожарной бригады сообщает диспетчеру, что пожар потушен. Диспетчер предлагает возвращаться на базу.
Сюжетно-ролевая игра «Инспектор в гостях у ребят»
Предварительная работа: беседы «Спички - не для игры», «Что нужно делать при пожаре, художественная литература о пожарах и пожарных: «Сказка о старушке и озорном огоньке», «История о лисичках и одной коробке спичек», «Учимся, играя с Филькой и его друзьями», «Формула безопасности», загадки, пословицы, поговорки по противопожарной тематике, дидактические игры: «Четвертый лишний», «Выбери то, что нужно пожарному» и др.
Задачи:
- продолжать формировать у детей представление входить в игровую ситуацию, закреплять представления детей о труде пожарных, формировать умения детей действовать согласно принятой на себя роли;
- развивать память, умение вести диалог, быстроту реакции на ответное действие;
- воспитывать ответственность.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сегодня вам поиграть в очень интересную игру. А что это будет за игра, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (Пожарные)
- Правильно, ребята. И сегодня мы поиграем в игру «Пожарный в гостях у ребят».
-Скажите, пожалуйста, что делает командир пожарной части, пожарные, диспетчер? (Ответы детей).
Воспитатель: - Давайте мы представим. Что вы уже взрослые люди, которые очень друг другу нужны, особенно если кто-то попал в беду.
1,2,3,4 –оказались мы в квартире.
Люди все тихонько спят,
потихоньку все сопят.
Вдруг будильник зазвенел,
больше спать не захотел.
Превратил он всех ребят… (в пожарного).
Инспектор приходит в гости воспитанникам:
Инспектор: Здравствуйте! - Сегодня мы с вами поговорим о правилах пожарной безопасности.
Ответьте мне на вопросы:
1. От чего возникают пожары?
2. Что вы сделаете, если первыми увидите пожар?
3. Можно ли прятаться под кровать и в другие места при пожаре? Почему? Что нужно делать?
4. Чем можно тушить начинающийся пожар?
5. Что надо сообщить, вызывая пожарных?
В это время поступает звонок.
Инспектор: - Алло! Говорите, что случилось? Назовите адрес. Потерпевшие. У нас в доме пожар!
Мои дочки играли со спичками. Приезжайте скорей по адресу улица Цветочная, дом 1,квартира 5. Звонит Иванова Лидия Михайловна.
Инспектор: - Хорошо, ждите, сейчас приедем!
Инспектор (Берет рацию, передает пожарным): - Внимание! Пожарная команда №1, на выезд! Пожар на улице Цветочная, дом 1, квартира.
Инспектор: - Наша встреча подошла к концу. Так как необходимо срочно выезжать на пожар и помочь людям в беде.
Воспитатель: - Вот и закончилась наша игра.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Кто с огнем неосторожен
У того пожар возможен!
Спасибо всем за игру!
Игровые проблемные ситуации для развития игры:
1. Как мальчишки нашли спички.
2. Мама ушла в магазин и не выключила телевизор.
3. Как Илюша решил стать пожарным.
4. Письмо от пожарника.
5. Коля принес спички в детский сад.
6. Маша в гостях у пожарных.
7. Как машина стала пожарной.
8. Как в подъезде беда случилась.
9. Вася спасает кошку.
10. Как огонь воду невзлюбил.
11. Кто помог лесным жителям.