Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Тема 2. Истинные и ложные высказывания

Дата: 4 декабря 2021 в 17:31

Тема 2. Истинные и ложные высказывания.

 Воспитанники уже имеют представление о повествовательном предложении и умеют сами составлять повествовательные предложения. Им известны понятия «правда» и «неправда», они умеют оценивать свои действия и поведение, а также их результаты. При сравнении умеют определять фантастическое или вымышленное, отличать его от реального мира. Воспитанникам и раньше предлагалось прослушать предложения, о каждом из которых ставился вопрос оценить, верно оно или неверно. Акцентируем внимание, что в рамках изучения темы наша задача – учить воспитанников строить высказывания. Напомним, что высказывание – это повествовательное предложение, в отношении которого можно определенно сказать, истинно оно или ложно.

Например: «Луна – спутник Земли» – истинное высказывание, «Два больше трех» – ложное высказывание, «Как вы себя чувствуете?» или «Будь внимателен!» – не являются высказываниями. Умение строить высказывания поможет детям объективно оценивать принадлежащие предметам признаки и свойства, а также строить простейшие выражения с помощью логических связок «верно/неверно».

 Хорошим практическим заданием является  выполнение дидактического игрового упражнения «Ложное» – «Истинное».

Дидактическое игровое упражнение «Ложное» – «Истинное»

Детям предлагается подробно рассмотреть сюжетную картинку «Лето». Их задача исправить ложные высказывания воспитателя на истинные высказывания по поводу того, что изображено на картинке.

Например, воспитатель обращается к детям: «Исправьте мои не верные, то есть ложные высказывания так, чтобы они стали верными или, как по другому их еще можно назвать, – истинными».

Воспитатель озвучивает ложные высказывания, а дети исправляют их на истинные:

 – на картинке изображена пора года – зима (дети отвечают, что это неверное, ложное высказывание и исправляют на верное, истинное высказывание: на картинке изображена пора года – лето);

– на картинке изображен дождь (дети отвечают, что это неверное, ложное высказывание и исправляют на верное, истинное высказывание: на картинке изображена ясная погода, дождь не идет).

 Из опыта, надо отметить, что детям понятно значение слова «высказывание», поэтому на занятиях употребление слова «высказывание» возможно. Итак, в рамках темы мы начинаем с формирования у детей умения различать понятия ложные и истинные высказывания (суждения, предложения).

На данном этапе важно введение в речь детей понятий «истина» и «ложь». Однако надо отметить, что вводить эти понятия необходимо не как значение логических высказываний, а в более простой форме. Сначала уместно использовать в определении слова «верно» и «неверно».

Воспитатель обращает внимание детей, что чтобы определить истинность или ложность чего-либо, человек должен многое понаблюдать, сравнить, изучить, вычислить, измерить, обдумать.

Например, воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и внимательно рассмотреть, что происходит на улице. Затем обращается к детям с заданием: «Я буду называть высказывания о том, что происходит на улице за окном, а вы оцените, какие мои высказывания истинные, а какие – ложные»: Воспитатель: На улице зима. Дети: НЕВЕРНО, на улице осень. Воспитатель: Светит яркое солнце. Дети: НЕВЕРНО, солнце не светит. Воспитатель: Идет дождь. Дети: ВЕРНО, на улице идет дождь. Воспитатель: На деревьях опали все листья. Дети: ВЕРНО, на деревьях опали все листья. Дети хорошо запоминают, когда помимо мыслительных операций они параллельно выполняют и практические действия.

Например, дидактическая  игра «Верно – неверно».

Дидактическая игра «Верно – неверно».

 Детям необходимо определить, какое высказывание воспитателя верное, а какое – неверное. Если высказывание верное, то дети хлопают (или подпрыгивают), если неверное – дети топают (или приседают).

Например: Воспитатель произносит высказывание: «Солнце светит ярко». Дети в ответ хлопают. Воспитатель произносит высказывание: «Солнце квадратное». Дети в ответ топают. Воспитатель произносит высказывание: «Кот пьет молоко». Дети в ответ хлопают. Воспитатель произносит высказывание: «Кот кукарекает». Дети в ответ топают. Обращаем внимание, что на первых этапах на занятиях вместе со словом «истина» допустимо использование слова «правда», а со словом «ложь» возможно использование слова «неправда». Иногда в разговорной речи вместо слова «ложь» могут применять слово «ошибочно». Но в логических высказываниях не может быть ошибки, так как ошибка может быть исправлена. В то же время «ложь» в математической логике – уже принятое понятие. Для детей слово «ошибочно» не очень понятно. Использование слова «неправда» не вызовет у воспитанников затруднений, так как они слышат и используют это слово в повседневной разговорной речи.

 Для более глубокого понимания, чем отличаются истинные высказывания от ложных высказываний, предлагаем  дидактическую игру «Придумай небылицу».

 Дидактическая игра «Придумай небылицу».

 Сначала воспитатель знакомит детей с понятием «небылица» (небылица – это лживое сообщение, враньё). Дети становятся в круг. Воспитатель стоит в центре круга. Он называет слово и бросает одному из воспитанников мяч. В ответ ребенок должен придумать небылицу с заданным словом.

Например: Воспитатель называет слово «Кот» и бросает одному из воспитанников мяч. В ответ ребенок озвучивает небылицу: – Кот летает; – Кот зимой спит в берлоге. и т.д. !!! Обращаем внимание, что воспитателю необходимо следить, чтобы дети не использовали в небылицах слова с частицей «НЕ» (например – Кот не гоняет стадо овец).

Вывод: Таким образом, при выполнении заданий, благодаря которым мы формируем у воспитанников умение различать ложные и истинные высказывания, воспитателю следует подвести детей к следующим выводам: 1. Высказывание, которое соответствует действительности, называется истинным высказыванием и высказывание, которое не соответствует действительности, называется ложным высказыванием; 2. Чтобы определить истинность или ложность чего-либо, человек должен многое понаблюдать, сравнить, изучить, вычислить, измерить, обдумать.

Дидактическое игровое упражнение «Нарисуй верно/неверно».

 Воспитатель предлагает детям в течение пяти минут нарисовать какой-нибудь рисунок с некоторыми искажениями. Затем по своему рисунку детям необходимо построить простейшие высказывания с помощью логических связок «верно/неверно».

Например, воспитанник рисует машину с квадратными колесами. Он по своему рисунку строит истинное высказывание «ВЕРНО, что я нарисовал машину», затем ложное высказывание – «НЕВЕРНО, что у машины квадратные колеса».

Если детям сложно самим выбрать сюжет для рисунка, то рекомендуем предложить всем детям нарисовать одинаковые сюжеты (например: «Нарисуйте дом, а рядом с домом растет дерево»), в которых каждый воспитанник может допустить свои некоторые искажения.

Следующее умение, которое нам необходимо сформировать в рамках данной темы – формирование умения выбирать возможные варианты действий из числа предложенных. Когда говорят «возможный вариант», имеют в виду соответствующий реальности или истинному утверждению. Сначала можно использовать задания, в которых необходимо выбрать один, а уже потом – несколько возможных вариантов из предложенных. Для реализации этого умения в качестве примера будут полезны задания, в которых используются простые схемы. Как правило, они интересны и понятны детям. В будущем это умение пригодится воспитанникам при работе с алгоритмами и лабиринтами.

Вывод: Таким образом, при выполнении заданий, благодаря которым мы формируем у воспитанников умение выбирать возможные варианты действий из числа предложенных, следует обратить внимание на два момента

1.Умение выбирать очередной шаг в зависимости от истинности или ложности условия (в дальнейшем пригодится воспитанникам в теме про алгоритмы);

2. Умение работать со схемами, которые лежат в основе тем про алгоритмы и лабиринты.

Дидактическое упражнение «Исправьте ошибку с помощью НЕ».

 Воспитатель показывает детям картинку с изображением воздушного шара и называет истинное высказывание: «Шар красного цвета». Дети в ответ должны, используя частицу «НЕ», сделать это высказывание ложным: «Шар НЕ красного цвета».

Далее воспитатель называет ложное высказывание: «Шар квадратный». Дети должны сделать это высказывание истинным, используя частицу «НЕ»: «Шар НЕ квадратный». Аналогичную работу можно построить и с другими картинками. При проведении занятий по теме необходимо придерживаться формы проведения активного занятия, а не традиционного. Получив возможность свободно высказывать свое мнение, дети должны выдвигать различные идеи. Воспитателю необходимо создать такую обстановку, чтобы дети учились высказывать свое мнение уверенно и всегда его обосновывать (если ребенок утверждает, что высказывание «истинное» или «ложное», то он обязательно должен привести свои доводы и объяснения, почему он так считает). Для этого воспитатель вместе с детьми обсуждает выдвинутые ими ответы для индивидуального или общего исследования и обсуждения.

Вывод: При знакомстве воспитанников с «истинными» и «ложными» высказываниями, следует учитывать следующие особенности:

1. На первых же занятиях необходимо объяснить детям, чем отличается обычное предложение от высказывания и почему необходимо использовать именно высказывания; 2. Важно, чтобы воспитанники не только понимали, но и могли объяснить, какое высказывание может быть истинным, и почему, а также какое высказывание может быть ложным, и почему;

3. Выполняя задания по формированию умения выбирать возможные варианты действий из числа предложенных, необходимо, чтобы воспитанники осознали, что выбирать очередной шаг следует в зависимости от истинности или ложности условия;

4. Преобразование истинных и ложных высказываний, используя частицу «НЕ», базируется на умении воспитанников строить отрицание простых признаков с частицей «НЕ».

Сформированные у воспитанников представления и умения по теме «Построение истинных и ложных высказываний» помогут им в дальнейшем освоить темы, связанные с алгоритмами и лабиринтами.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.