Конспект занятия по Образовательной Области «Изобразительное искусство» (пластилинография) в средней группе
Тема: «Матрешка».
Задачи:
- формировать умения использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Материалы и оборудование: матрешка из дерева, трафареты матрешек из картона по количеству детей, наборы пластилина, стеки, влажные салфетки, клеенки для творчества.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с матрешками, беседа о различных видах росписи матрешек, загадки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о ком мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу увлекательную историю.
Давным-давно в одном селе жили-были муж и жена, и была у них дочка Матрёна. Родители очень любили свою дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только игрушек не было. Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась. Вот и просит однажды девочка: «Матушка, сделайте мне, пожалуйста, игрушку, хоть небольшую». Не могла мама отказать в просьбе дочери своей любимой и сплела для Матрёны куколку из пряжи (Воспитатель достаёт из корзины куклу из пряжи, показывает её детям). Но девочка поиграла с ней только один денёк, слишком невзрачная была куколка.
Тогда девочка обратилась с просьбой к отцу. Отец сделал для Матрёны деревянную игрушку. (Воспитатель достаёт из корзины деревянную игрушку, показывает её детям). Но и с ней она недолго поиграла, не хватило девочке ярких красок.
«Какую же игрушку тебе хочется, доченька?» - спросила девочку мама. «Хочется мне, матушка, чтобы куколка моя была яркой, и чтобы она мне улыбалась». Долго думали родители и решили поехать на ярмарку.
-Как вы думаете, какую игрушку привезли родители Матрёнушке с ярмарки?(ответы детей)
Куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна. Точно сёстры – близнецы, все одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами яркими. Крепко обняла свою куколку девочка и стала называть её Матрешкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая есть у меня матрёшка. Только вот беда, она совсем одна… А ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашей матрешке собраться в большую семью – смастерим для нее младших сестричек? Но для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сейчас мы будем раскрашивать наших красавиц-матрешек пластилином. Как называется эта техника? (Пластилинография).
Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете? (Напомнить детям правила: аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на клеенке, не брать пластилин в рот. Далее показ образца, рассказ последовательности действий. Дети приступают к работе, воспитатель помогает.)
Методические рекомендации во время выполнения работы:
- стараемся не вылезать за контуры матрешки;
- используем подходящие цвета;
- хорошо размазываем пластилин;
- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшей подружкой, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.
А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.
Большое Вам спасибо за работу.