Сфера IT – технологий одна из самых передовых и важных в Беларуси.
На базе «Детского сада № <st1:metricconverter productid="4 г" w:st="on">4 г</st1:metricconverter>. Мстиславля» организована образовательная услуга «Информатика без розетки», руководитель Стефаненко Л.И.
Его целью является развитие алгоритмического мышления и логики, формирование готовности к обучению на первой ступени общего среднего образования, воспитание интереса к изучению информатики у детей старшего дошкольного возраста.
Информатика в дошкольном образовании
Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.
Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.
Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы.
«Информатика без розетки» для дошкольников» имеет три основные особенности:
- Во-первых, ранний возраст обучаемых. В 5–7 лет активно развивается мышление, которое лежит в основе успешного усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому так важно сформировать у детей умение мыслить логически еще до того, как они начнут свое обучение в школе.
- Во-вторых, тесная связь курса с информатикой. Например, формируя в игровой форме у ребят умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, мы фактически подготавливаем их к умению пользоваться таким понятием в информатике, как циклические вычислительные процессы.
- В-третьих, дидактический материал курса разработан таким образом, при котором основным видом деятельности детей является игра. Ведь игра - это работа и жизнь детей. Дети через игру УЧАТСЯ. Концентрация, умение ждать и терпеть, делать выбор, внутренняя мотивация, активное развитие когнитивных функций мозга, критическое мышление, работа с эмоциями - это все, что дети развивают через игру.
Задача педагога – создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрасту, интересам и потребностям ребенка, способствующую проявлению познавательной активности. А так же использовать формы, методы и приемы работы с воспитанниками 5-7 лет, которые помогут развить такие качества личности как творческая активность и самостоятельность, возможность самоутверждения, желание использовать, пополнять и углублять свои представления, уверенность в себе.
Подготовка проводится без использования компьютера: в блокнотах, на напольном полотне, с использованием карточек. Все представления и навыки формируются у ребят в форме игры, сюжета.
Основные особенности наших занятий:
1.Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
2.Привлечение детей к поиску информации всеми доступными для него способами.
3.Продумывание педагогом условий для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка.
4.Использование на занятии личного опыта детей.
5.Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ребёнка (предварительная работа с детьми).
6.Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
7.Поощрение высказываний детей, организация обмена мыслями и мнениями.
На занятиях, которые проходят два раза в неделю, юные ай-тишники рисуют, решают логические задачки, выполняют различные задания. Воспитатель с помощью игр, музыки, раздаточных материалов развивают у детей логику и алгоритмическое мышление. Ведь без этих качеств в программировании никак. Каждый из воспитанников – активный участник.
Все занятия, несмотря на их серьезные темы проходят живо, весело, под музыку, что позволяет детям не только быстро усвоить материал, но и с пользой провести время.
Дети входят в цифровой мир без компьютера, а это позволяет сохранить их здоровье.